Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность: ключевой навык 21 века

Формирование функциональной грамотности учащихся выступает актуальной задачей для национальной системы школьного образования любой страны. Актуальность этой задачи определяется тем, что в настоящее время функциональная грамотность личности становится больше, чем просто базовая грамотность (уметь читать, писать, считать). Функциональная грамотность школьника (выпускника) призвана обеспечить его полноценное функционирование в современном социуме как гражданина, профессионала, семьянина, субъекта культуры и образования.

 

Что же следует понимать под функциональной грамотностью?

Сущность функциональной грамотности состоит в способности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферахдеятельности, общения и социальных отношений.

Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. «Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности». Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественнонаучную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки.

   Все люди, получившее общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование, умеет считать, но почему же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам по инвестициям), и даже не даем себе труда понять суть проведенных ими расчётов? А потом вдруг оказывается, что овердрафт по карте надо возвращать с огромными процентами!

В 21 веке, где цифровая грамотность и умение обрабатывать информацию играют ключевую роль, функциональная грамотность становится еще более важной. Вот почему:

1. Обработка информации: Способность эффективно оценивать, анализировать и использовать информацию из различных источников становится основой принятия важных решений в жизни и работе.

2. Критическое мышление: Функциональная грамотность способствует развитию навыков критического мышления, позволяющих осознанно оценивать информацию, выделять суть и выражать собственные мнения.

3. Социальное взаимодействие: Умение взаимодействовать с другими людьми через различные коммуникационные каналы, понимать различные культурные контексты и особенности общения - важные аспекты функциональной грамотности.

4. Проблемное мышление: Способность адаптироваться к новой информации, решать задачи, сталкиваться с проблемами и находить креативные решения опираясь на знания и умения - все это важные компоненты функциональной грамотности.

5. Цифровая грамотность:В современном мире, где цифровые технологии играют огромную роль, функциональная грамотность включает в себя умение пользоваться компьютерами, мобильными устройствами, программным обеспечением и электронными сервисами.

6. Учебная деятельность: Высокий уровень функциональной грамотности способствует успешному обучению, усвоению знаний и продуктивной деятельности как в учебных, так и в профессиональных сферах.

Таким образом, функциональная грамотность является ключевым навыком 21 века, необходимым для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру, эффективного решения задач и обеспечения личностного и профессионального развития.

Одним из знаковых образовательных событий 2023 года стало проведение национального исследования качества образования (НИКО). Это новое для страны исследование, было нацелено на получение объективной информации о состоянии системы общего базового образования.

Задачи НИКО:

  • определение уровня функциональной грамотности обучающихся, имеющих общее базовое образование;
  • анализ факторов, связанных с уровнем сформированности функциональной грамотности обучающихся;
  • выявление соответствия образовательной практики актуальным запросам обучающихся и их законных представителей;
  • информирование общественности о качестве подготовки подрастающего поколения к полноценному участию в жизни общества, эффективному решению жизненных задач.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 мая 2023 г. № 146 Об утверждении Инструкции о порядке проведения мероприятия «Национальное исследование качества образования»

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ