Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

В помощь ученику

Методические рекомендации, советы и разработки уроков для учащихся.

Как подготовиться к экзамену

Советы психолога

Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много.
Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.

Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.

Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не воспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
Желательно заставить себя просыпаться пораньше.
Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.
В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.

Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.
Лучшему запоминанию способствует морковь.
От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.
Орехи – для выносливости.
Клубника и бананы помогут снять стресс.
Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.
Улучшает кровоснабжение мозга черника.
Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.
А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку

Запоминание и усвоение материала
Первый просмотр материала.
Повторение наиболее существенных фактов.
Выявление основных идей и их взаимосвязей.
Составление плана

1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.

2. Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.

3. Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.

4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

5. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.

6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.

Шпаргалки

Буду готовиться со шпаргалкой, но на экзамен ее не возьму!

Шпаргалки хороши тем, что во время их приготовления, вы сможете кратко законспектировать объемный материал и лучше его запомнить. Но брать с собой шпаргалки не рекомендуется, так как сама мысль о том, что она у вас есть, будет вам мешать сосредоточиться и лучше ответить.

Способ 1. Шпаргалки и техника.
Заранее продуманный текст начитывается на кассету. Наушник маскируется пышной прической.
Необходим пейджер. В разгар экзамена пищит сигнал. На экране сообщение от бабушки. Показываете экзаменатору, выходите, а там…

Способ 2. Шпаргалки от Версаче.
Шов пояса юбки или брюк разрезается вдоль и при помощи нитки и иголки делится на кармашки соответствующие количеству билетов.
Примечание: в этом варианте необходимо иметь квалификацию портного и фокусника средней руки.

Народные приметы

Спать, положив тетрадь или учебник под подушку.
Брать билет левой рукой, стоя на правой ноге, держа язык за щекой.
Кому-нибудь из родных во время твоего экзамена держаться левой рукой за правое уха, ни на секунду не отпуская.
Накануне потрясти тетрадью с конспектами у открытого окна со словами «Ловись, халява, большая и маленькая» и т.д.

Приметы помогают уменьшить волнение и тревогу. Они, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И, несмотря на полную свою бесполезность, они позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете приметам. Приметы и талисманы – удел не только слабых и неуверенных людей. Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.

На экзамене

Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.
На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.
Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.
Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.
Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.
Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.

А если провалился?
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.
Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.
Помни – не ошибается тот, кто ничего не делает!

АФАРМЛЕННЕ БІБЛІЯГРАФІІ Ў СПІСЕ КРЫНІЦ

а) Прыклады бібліяграфічнага апісання самастойных выданняў

Адзін, два або тры аўтары

Дудараў, А. Князь Вітаўт : п’есы / А. Дудараў. — Мінск : Маст. літ., 2005.— 318 с.

Мішчанчук, М. I. Беларуская літаратура ХХ стагоддзя / М. I. Мішчанчук, I. С. Шпакоўскі. — Мінск : Вышэйш. шк., 2001. — 352 с.

Чатыры і больш аўтараў

Культурология : учеб. пособие для вузов / С. В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С. В. Лапиной. — 2-е изд. — Минск : ТетраСистемс, 2004. — 495 с.

Калектыўны аўтар

Уладзімір Караткевіч. Быў. Ёсць. Буду! : успаміны, інтэрв’ю, эсэ / уклад. Г. Шаблінскай. — Мінск : Маст. літ., 2005. — 518 с.

Шматтомнае выданне

Гісторыя беларускай літаратуры XX стагоддзя : у 4 т. / НАН Беларусі, Ін-т літ. імя Я. Купалы; рэдкал.: У. В. Гніламёдаў [і інш.]. — Мінск : Беларус. навука, 1999—2003. — Т. 1: 1901—1920 / Л. Я. Гаранін [і інш.]. — 1999. — 583 с: Т. 4, кн. 1 : 1966—1985 / С. А. Андраюк [і інш.]. — 2002. — 928 с.

Купала, Я. Поўны збор твораў : у 9 т. / Я. Купала. — Мінск : Маст. літ., 1995—2003. —9 т.

Асобны том у шматтомным выданні

Гісторыя беларускай літаратуры XX стагоддзя : у 4 т. / НАН Беларусі, Ін-т літ. імя Я. Купалы: рэдкал.: У. В. Гніламёдаў [і інш.]. —Мінск : Беларус. навука, 1999—2003. — Т. 3: 1941 — 1965 / Г. П. Тварановіч [і інш.]. — 2001.— 952 с.

Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. — 2-е выд. — Мінск : Беларус. навука, 2001.— Т. 1: Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. — 751 с.

Зборнікі артыкулаў, навуковых прац

Творчая асоба I. Навуменкі і праблемы беларускай філалогіі і адукацыі : зб. навук. арт. / рэдкал.: Т. I. Шамякіна (гал. рэд.) [і інш.]; уклад. А. I. Бельскі. — Мінск : РІВШ, 2006. — 336 с.

Матэрыялы канферэнцый

Куляшоўскія чытанні : матэрыялы Міжнар. навук. канф., 26—27 крас. 2006 г. / Мін-ва адук. Рэсп. Беларусь, Магілёўс. дзярж. ун-т імя А. А. Куляшова; рэдкал.: А. М. Макарэвіч (адк. рэд.) [і інш.]. — Магілёў: МДУ імя А. А. Куляшова, 2006. — 322 с.

Вучэбна-метады чныя матэрыялы

Лойка, А. А. Роўнакутны трохвугольнік, або Ад Палямона да Максіма Танка : дапам. па спецкурсе “Беларуска-руска-польскія літаратурныя сувязі” / А. А. Лойка: Беларус. дзярж. ун-т, філал. ф-т. — Мінск, 2003. — 214 с.

Аўтарэферат дысертацыі

Дасаева, Т. М. Паэтыка лірызму ў беларускай публіцыстыцы і мастацкай прозе : аўтарэф. дыс.... д-ра філал. навук: 10.01.10; 10.01.01 / Т. М. Дасаева; Беларус. дзярж. ун-т. — Мінск, 2002. — 39 с.

Архіўныя матэрыялы

Беларускі дзяржаўны архіў-музей літаратуры і мастацтва (БДАМЛіМ). — Фонд 16. — Воп. 1. — Адз. зах. 1.

Цэнтральная навуковая бібліятэка імя Якуба Коласа НАН Беларусі (ЦНБ НАН Беларусі), аддзел рэдкай кнігі і рукапісаў. — Фонд 23. — Воп. 1. Адз. зах. 424.

б) прыклады бібліяграфічнага апісання складовых частак выданняў

Складовая частка кнігі

Тычына, М. Цана прароцтваў / М. Тычына // Чорны, К. Выбр. тв. /уклад. і прадм. М. Тычыны; камент. М. Тычыны, Я. Янушкевіча. — Мінск : Беллітфонд, 2000. — С. 3—24.

Раздзел з кнігі

Лойка, А. А. Максім Гарэцкі / А. А. Лойка // Гісторыя беларускай літаратуры: дакастрычніцкі перыяд : у 2 ч. / А. А. Лойка. — 2-е выд., дапрац. і дап. — Мінск : Вышэйш. шк., 1989. — Ч. 2. — Раздз. 8. — С. 364—392.

Частка са збору твораў, выбраных твораў

Танк, М. Казка пра Музыку / М. Танк // 3б. тв : у 13 т. — Мінск : Маст. літ., 2006. — Т. 1. — С. 162—180.

Гілевіч, Н. Перажыўшы вайну / Н. Гілевіч // Выбр. тв. : у 2 т. — Мінск : Маст. літ., 1991. — Т. 2. — С. 173—348.

Складовая частка зборніка

Якіменка, Т. С. Аб песенна-эпічнай традыцыі ў музычным фальклоры беларусаў / Т. С. Якіменка // Беларуская музыка: гісторыя і традыцыі : зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. акад. музыкі: склад. і навук. рэд. В. А. Антаневіч. — Мінск, 2003. — С. 47—74.

Артыкулы са збсрнікаў тэзісаў. дакладаў і матэрыялаў канферэнцый

Гніламёдаў, У. В. Янка Купала, Якуб Колас і Сярэбраны век / У. В. Гніламёдаў // Янка Купала і Якуб Колас у кантэксце славянскіх літаратур : матэрыялы Міжнар. навук.-тэарэт. канф., Мінск, 3—4 кастр. 2002 г. / У. В. Гніламёдаў (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск : Беларус. навука, 2002. — С. 7—14.

Артыкул з выдання, якое працягваецца

Чаеўская, М. Эвалюцыя вобразнай сістэмы твораў К. Чорнага 20-х гадоў / М. Чаеўская // Міфалогія — фальклор — літаратура : праблемы паэтыкі : зб. навук. прац / Беларус. дзярж. ун-т, філал. ф-т; пад агульн. рэд. В. П. Рагойшы; склад. Т. I. Шамякіна. — Мінск : РІВШ, 2004. — Вып. 3. — С. 170—179.

Артыкул з часопіса

Верына, У. Ю. Эвалюцыя паэтычнай сістэмы А. Разанава / У. Ю. Верына // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. — 2000. — №2. — С. 32—35.

Лявонава, Е. Не адзінокі востраў...”: В. Быкаў і сусветная літаратура / Е. Лявонава // Полымя. — 2005. — № 8. — С. 166—182.

Артыкул з газеты

Падаляк, Т. “Яшчэ з юнацкага ўзросту пакрылі скроні серабром...” / Т. Падаляк // Звязда. — 2005. — 14 студз. — С. 7.

Артыкул з энцыклапедыі, слоўніка

Жураўлёў, В. П. Уладзімір Кандраценя / В. П. Жураўлёў, Л. I. Шырын // Беларускія пісьменнікі : біябібліягр. слоўн. : у 6 т. / пад рэд. А. В. Мальдзіса; рэдкал.: I. Э. Багдановіч [і інш.]. — Мінск : БелЭн, 1994. — Т. 3: Івашын — Кучар.—С. 134.

Рэцэнзіі

Марціновіч, А. Душа весніцца ад шчырай песні / А. Марціновіч // ЛіМ. — 2006.— 13 кастр.— С. 6.— Рэц. на кн.: Кустава, В. Тамсама : вершы / В. Кустава. — Мінск : Маст. літ., 2006. — 150 с.

Архіўныя матэрыялы

Ліст М. Лужаніна да П. Труса // БДАМЛіМ. — Фонд 66. — Воп. 1. — Адз. зах. 1492. — Л. 3.