Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Визуализация

Педагогический семинар «Через визуализацию к качеству образования»

  1. Роль методов визуализации учебной информации в обучении (Голочевская Е.Ю.)
  2. Теоретические аспекты использования технологии визуализации в образовательном процессе (Будякова Л.В.)
  3. Совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации (Савицкая М.И.)
  4.  «Влияние метода визуализации на усвоение учебного материала» (Марченко О.М.)

 

После ознакомления с материалами семинара педагогам рекомендовано вводить в свою педагогическую деятельность приемы визуализации. Подготовить видеофрагменты с использованием данных методов.

РОЛЬ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

  Заместитель директора по УР

Голочевская Е.Ю.

Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов. Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Однако такое понимание визуализации как процесса наблюдения предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию. Иное определение визуализации дается в известных педагогических концепциях (теории схем - Р.С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов - Ч. Фолкер, М. Минский и др.), в которых этот феномен истолковывается как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции. Аналогичным образом понятие визуализации понимает Вербицкий А.А.: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека. Если рассматривать взаимодействие внешнего и внутреннего планов, как вынесение будущих продуктов деятельности из внутреннего плана во внешний, как корректировку и реализацию во внешнем плане замыслов, то визуализация выступает в качестве главного механизма, обеспечивающего диалог внешнего и внутреннего планов деятельности. Следовательно, в зависимости от свойств дидактических визуальных средств зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся.

В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющие преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств.

Наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами.

Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:

обеспечение интенсификации обучения;

активизации учебной и познавательной деятельности;

формирование и развитие критического и визуального мышления;

развитие зрительного восприятия;

передача знаний и распознавания образов;

повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Использование средств визуализации для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:

созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими;

развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д.

изменению иллюстративных свойств, средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.

Известно, что основными психическими процессами, участвующими в познавательной деятельности, являются ощущения, восприятие, память и мышление. А такие психические процессы как эмоции, мотивация и внимание или ускоряют, или замедляют восприятие, осмысление и запоминание учебного материала.

На практике, используются более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causalchains). Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей».

Создание электронного учебно-методического сопровождения к уроку и внеурочной деятельности позволяют учителю передавать информацию об изучаемых объектах, процессах и явлениях; предоставляют учителю: информацию об учебных возможностях, определенных особенностях умственной деятельности учащихся, что становиться особенно актуально в условиях внедрения новых образовательных стандартов второго поколения;служат инструментарием для диагностики учебных и личностно значимых качеств учащихся.

Дидактически выверенное использование наглядных образов может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства, в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее формированию информационной культуры учащихся.

Визуализация помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию, развивает критическое мышление, помогает учащимся интегрировать новые знания, позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте. Таблицы, кластеры, облако слов, рисунки, карты памяти, интеллект-карты, способствуют усвоению больших объемов информации, помогают легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации.

При использовании методов визуализации происходит образное представление знаний и учебных действий, следовательно, у обучающихся возникает необходимость распознавания образов. Визуальная передача знаний способствует формированию и развитию визуального мышления и зрительного восприятия. Таким образом, визуальные методы представления учебной информации, если не сводятся к простому иллюстрированию, позволяют обеспечить интенсификацию обучения и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

 

 

Теоретические аспекты использования технологии визуализации в образовательном процессе

 Подготовила

Будякова Людмила Васильевна,

учитель начальных классов

1 категории

В эпоху информатизации образования особую актуальность получает проблема оперативного получения и использования знаний.

Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева (2002) под технологией визуализации учебного материала понимают следующее: «не только знаковые, но и другие образы «визуализации», выступающие на первое место в зависимости от свойств изучаемого объекта. Это такие элементы, которые присутствуя в той или иной степени в зрительном образе, существенно влияют на восприятие и освоение обучающимися учебной информации. Например: точка, линия, форма, направление, цвет, яркость, контрастность, структура, размер, движение». А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова (2009) дают понятие визуализации подобным же образом: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть, развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Такое определение не смешивает понятия «визуальный» и «визуальные средства» от понятий «наглядный» и «наглядные средства». Эти же авторы подчеркивают, что в педагогическом отношении «наглядный» всегда основано на демонстрации: конкретных предметов, процессов, явлений, готовых образов. Причем, образы, не заданные извне, а рождаемые или выносимые из внутреннего мира человека. Процесс разворачивания мыслей и образов и «вынесение» их изнутри во внешний план представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения и она проявляется в различных формах учебной деятельности». Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя такие компоненты как: комплексные знания; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения. Cовременная информационная насыщенность предполагает специальную подготовку учебного материала перед тем, как предъявить его обучаемым, чтобы в визуальном виде дать им основные сведения. По мнению Н.Е Эргановой (2007) «если рассматривать продуктивную познавательную деятельность как процесс взаимодействия внешнего и внутреннего планов, как вынесение будущих продуктов деятельности из внутреннего плана во внешний, как корректировку и реализацию во внешнем плане замыслов, то визуализация выступает в качестве основного механизма, обеспечивающего диалог внешнего и внутреннего планов деятельности». Следовательно, усиление и оживление мыслительной и познавательной деятельности обучающихся зависит от свойств дидактических визуальных средств. В связи с этим, как подчеркивает А.С. Шаров (2003,2004) «возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющая преодолеть затруднения, связанные с обучением, которые опираются на абстрактно-логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств». Как утверждает Н.Н. Манько (2009) «в настоящее время, в образовании применение когнитивной визуализации дидактических объектов является достаточно перспективной. Под это определение попадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий». В современной практике, используются не менее сотни методов визуальной подачи – от традиционных диаграмм до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causalchains). Подобное разнообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний. Визуализация как раз и предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.). Необходимо также использовать возможности сенсорных восприятий: слуховой, обонятельной, осязательной визуализации, если именно эти ощущения являются значимыми в выбранной профессии. Таким образом, с помощью визуализации информации можно решить целый комплекс педагогических задач: увеличить рост интенсивности обучения, повысить учебно-познавательную деятельность, развить визуальное: мышление, представление знаний и практических навыков, передачу знаний и образов, повышение грамотности и культуры. Никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурной форме, поэтому под «визуальным» мышлением мы понимаем мышление посредством визуальных операций. Педагог призван помочь обучающемуся воспринимать информацию с помощью рисунка, а не словами.

Преимущества визуализации в обучении:

Визуализация:

  • помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
  • развивает критическое мышление;
  • помогает учащимся интегрировать новые знания;
  • позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объект.

Техники визуализации в образовательном процессе

1. Таймлайн(от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mindmap) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Что такое инфографика и зачем она нужна? Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей Несвижа), карты (например, карта города Минска с достопримечательностями), пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это — наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. Так, например, приведѐнная ниже инфографика (цифровой плакат) заменяет многостраничное описание результатов онлайн-исследования «Юный интернетпользователь 2013», которое было проведено Лигой безопасного интернета, МТС и «Лабораторией Касперского».

Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.

Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причём весьма эффективно. Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления младшего школьника, так и особенностям восприятия информации. Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Статистика

Методика использования инфографики

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

1) анализ учащимися созданной учителем (дизайнером) инфографики;

2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:

  • опиши представленного персонажа (событие);
  • представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
  • составь рассказ (план);
  • дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок педагог должен ответить на 4 вопроса:

1. Как я отношусь к содержанию, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики поняли?

2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?

3. Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?

4. Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников? Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.

 

Методы визуализации

Более 100 различных методов визуализации информации описали в своей работе ―Towards A PeriodicTableofVisualizationMethodsforManagement‖ (В направлении периодической таблицы методов визуализации для управления) RalphLengler и Martin J. Eppler. Периодическая таблица построена по двум направлениям: периоды и группы. Периоды отражают сложность визуализации, группы – область применения. Авторы выделили 6 периодов:

DataVisualization (визуализация данных) Методы, которые позволяют визуально представить количественные данные в схематичной форме для группировки, сравнения и представления данных.

InformationVisualization (визуализация информации) Методы перевода данных в изображение, схему; использование интерактивных визуальных представлений данных для усиления познания. Текст переводится в формат рисунка, схемы.

ConceptVisualization (визуализация концепций) Методы анализа проблем, концепций, идей, планов, направляемых шаблонами и правилами составления визуализации. Например, концептуальные карты или диаграммы Ганта.

MetaphorVisualization (визуализация метафор) Эффективные и простые шаблоны для передачи сложных идей. Визуальные метафоры позволяют графически организовать и структурировать информацию и отобразить ключевые характеристики используемой метафоры.

StrategyVisualization (визуализация стратегий) Методы предполагают систематическое использование дополнительных визуальных представлений для повышения качества анализа, для разработки плана, организации взаимосвязи компонентов и субъектов и реализации плана.

CompoundVisualization (комплексная визуализация) Это могут быть сложные карты знаний, которые содержат схематические и метафорические элементы, концептуальные мультфильмы, содержащие количественные графики, или интерактивный плакат, сочетающий в себе разные приемы визуализации информации.

Подробные инструкции по работе с сервисами для создания инфографики читайте на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение» – «Дистанционный всеобуч для учителя».

     Материалы из опыта работы коллег ГУО «Староборисовская средняя школа Борисовского района» по использованию технологии визуализации в образовательном процессе можно просмотреть на сайте указанной школы https://schoolstbor.rooborisov.by/metodicheskiy-kabinet/mo-nachalnykh-klassov.

Выкарыстаннепрыёмаўвізуалізацыіпрывывучэнніслоўнікавых слоў у пачатковыхкласах.

Интеллект-карты и интеллект-карты-пазлы на уроках учебного предмета «Человек и мир» в I−IV классах.

Использование комплекта мнемотаблиц для разучивания наизусть произведений.

Особенности использования опорных схем и алгоритмов на уроках различной предметной направленности.

Развитие речевых умений младших школьников посредством использования интеллект-карт на уроках русского языка.

Создание интерактивного плаката.

Статьи по теме

Кубрак Н. Инфографика в образовании.  –  Режим доступа:

https://edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV.pdf

Кубрак Н. Инфографика как результат представления ученического

исследования.  –  Режим доступа:

http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_4.htm

Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.  –  2014.  –  № 11.  –  Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm

Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации  —

инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество.  –  2010.  –№2.  –  Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsii-infografika-i-metadizayn.

 

Список использованных источников

  1. Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году [Электронный ресурс].  –  Режим доступа:  http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663.  –
  2. Шаталов,  В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.
  3. Ермолаева,  Ж.Е., Герасимова,  И.Н., Лапухова,  О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.  –  2014. –  № 11. [Электронный ресурс].  –  Режим доступа:  http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. 
  4. Инфографика // Википедия  [Электронный ресурс].  –  Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2015.

 

 

 


«Совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации»

 

Подготовила: учитель
М.И. Савицкая


Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.


Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

 

Психологами доказано, что 75% (а по некоторым данным – даже 80%) информации мы воспринимаем с помощью зрения. Восприятие изображений осуществляется намного легче, чем попытки запомнить обезличенные и неэмоциональные слова и цифры. Именно поэтому развитие визуального мышления должно начинаться на ранних ступенях обучения.
Визуальное мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – самый важный способ получения информации и ключевая способность любого ребенка. Часто мы говорим: «Да, я вижу» в значении «Я понимаю». Видеть – это не только смотреть, но еще и знать. Ребенок может иметь отличное зрение, но мозг может не распознавать или упускать визуальные сигналы, поступающие в головной мозг. Поэтому ребёнку надо помочь «увидеть», то есть осознать смысл того, на что он смотрит. Визуальное мышление – это использование образов. Когда мы учим детей внимательно всматриваться, представить что-то в уме, развивается визуальное мышление. Развивать визуальное мышление означает видеть больше, чем предстает глазам, умение понимать пространство.

Почему важно развивать визуальное мышление?
Чем лучше развито у учащихся визуальное мышление, тем лучше окажутся развиты их творческие способности, тем большему они смогут научиться. Хорошо развитого визуального мышления требуют некоторые профессии: инженерия, дизайн, ботаника, архитектура, художественное искусство, навигация и т.д. Такой тип мышления необходим тогда, когда нужно представить себе что-то: например, когда мы рисуем, играем в шахматы, разбираем какую-то схему, шьем или вяжем, собираем модель, читаем карту.

Как же развить визуальное мышление?

В процесс развития визуального мышления включается: стимул (когда мы обеспечиваем ребенка впечатлениями), реакция (ответ) и вывод (ребёнок действует сам и учится).

Как и любой тип мышления, визуальное мышление развивается тогда, когда его используют.

В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления. Это в свою очередь требует существенной переработки и изменения традиционных наглядных средств обучения, которые должны стать динамичными, интерактивными и мультимедийными.

В связи с этим особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий, благодаря которым в процесс обучения становится возможным включать всё многообразие наглядных средств - текст, графику, звук, анимации, видеоизображения. Это, например, презентации, интерактивные карты, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты и пр. И речь в данном случае идет не о простом переводе традиционных наглядных пособий (таблиц, схем, картин, иллюстраций) в цифровой формат, а о разработке и создании совершенно новых видов наглядности. При этом ее появление вызвано не только потребностью в экспрессивной визуальной информации и зрительной стимуляции, к которым уже успели привыкнуть современные учащиеся, сколько дидактическими особенностями этого нового вида учебной наглядности.

 

Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует:

  • активизации познавательной деятельности;
  • повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
  • приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:
1.какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
2.какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
3.какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
4.какие уроки целесообразно делать компьютерными;
5.как организовать компьютерные занятия.

Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание презентации на определенную тему по учебному материалу;

 

- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

 

- создание текстовых работ;


Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2. Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

 

 

«Влияние метода визуализации на усвоение учебного материала»

Подготовила   педагог – психолог: 

 Марченко О.М.

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация - общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблю­даемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания.

По исследованиям психологов известно, что зрение обеспечивает че­ловеку около 90% информации. Психологами и физиологами доказано, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических.

Существует серьезная потребность построить обучение с позиции сбалансированной работы и левого, и правого полушарий головного мозга, т.е. на разумном сочетании логического и наглядно-образного мышления. Одно из центральных положений данного подхода – широкое и целенаправленное использование познавательной функции наглядности. Таким образом, необходимо обеспечить реализацию совокупности условий обучения, в которых акцентируется использование резервов ви­зуального мышления учащихся.

Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно. Интерес к ви­зуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова, нарастанием потока информации, для освоения которой становятся непригодны, громоздки традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человечес­кой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях.

Визуальная модель является итогом определенного этапа формирования знания, в том числе теоретического, в зримой форме выражает его результаты, обнаруживает недостатки и противоречия, служит для поиска путей углубления понимания и дальнейшего исследования. В качестве зримой наглядности визуализируются не только образы восприятия, но и идеи, мысли, теоретические конструкции. Применительно к образовательному процессу решаются вопросы методической подготовки будущих специалистов с целью формирования их готовности к эффективному решению педагогических задач с использованием методов структурирования, уплотнения и визуализации учебных знаний, в том числе с помощью средств мультимедиа, с умением эффективно подать учебный материал с условием его системного усвоения. Никакое знание не может претендовать на статус научности без наглядных визуальных моделей. Неотъемлемой составляющей процесса обучения учителей должна стать методология наглядности.

Естественный процесс мышления включает в себя все многообразие психологических репрезентаций реальности и операций с ними.

На практике, используются более сотни методов визуального структурирования – от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт, лучевых схем и каузальных цепей. Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Наибольшей информационной емкостью, на мой взгляд, универсальностью и интегративностью обладают структурно-логические схемы. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную), синтезирование целостной системы элементов знаний. Освоение перечисленных видов по конкретизации смыслов, разворачиванию логической цепочки размышлений, описанию образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операций с помощью вербальных средств обмена информацией формирует продуктивные способы мышления, столь необходимые специалистам при современных темпах развития науки, техники и технологий. Согласно достижениям нейропсихологии обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей.

Визуализация учебного материала открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике, например в ЦТ, также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей. Обобщая сказанное, заметим, что в зависимости от места и назначения визуальных дидактических материалов в процессе формирования понятия (изучении теории, явления) к выбору определенной структурной модели и наглядному отображению содержания обучения должны быть предъявлены различные психолого-педагогические требования.